Итоговое сочинение

Итоговое сочинение в выпускных классах проводится с 2014 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:
1.  Забвению не подлежит
2.  Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового
сочинения 2020/21 учебного года
1 Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых
исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры,
оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества
и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается
от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.
Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения
художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной
прозы.
2 Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться
к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и
общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения
могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных
конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный
жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе
к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на
предложенную тему.
3 Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире,
о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его
действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования
собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие
вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные
источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу,
публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его
проблемами и противоречиями.
4 Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим
собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности
внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления
нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных
героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах
собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира,
о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно
обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам,
дневникам и публицистике.
5 Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных
запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции,
о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения
на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей
и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности
сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели,
ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает
возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Сами темы сочинений будут сформированы по часовым поясам и станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Время написания – 3 часа 55 минут.

Сочинение оценивается экспертными комиссиями, созданными на муниципальном/региональном уровне по пяти критериям:

  • соответствие теме;
  • аргументация, привлечение литературного материала;
  • композиция;
  • качество речи;
  • грамотность.

Телефоны, ответственные лица:

Управление образования администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области: тел.(8443)272794

МОУ СШ № 15:

Директор школы Горбунов Иван Владимирович, тел.(8443)428217;

Заместитель директора Долженкова Ольга Викторовна тел. (8443)428455.

Документы, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения):

федеральные:

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 07 ноября 2018 года № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

Приказ Министерства образования и науки российской федерации от 26 декабря 2013 года № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.04.2014 N 291, от 15.05.2014 N 529, от 05.08.2014 N 923, от 16.01.2015 N 9, от 07.07.2015 N 693, от 24.11.2015 N 1369, от 24.03.2016 N 306, от 23.08.2016 N 1091, от 09.01.2017 N 6)

региональные:

Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 29 октября 2019 года № 888 «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области а 2019/2020 учебном году»

Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 28 октября 2019 года № 136 «Об утверждении инструктивных материалов для проведения итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области»

Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 28 октября 2019 года № 135 «Об утверждении Порядка организации и  проведения итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области»

Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 18 сентября 2019 года № 746 «Об утверждении перечня мест регистрации для участия в написании итогового сочинения, мест подачи заявлений на сдачу государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и мест регистрации на сдачу единого государственного экзамена в 2020 году на территории Волгоградской области»

муниципальные:

Приказ управления образования администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от 08 ноября 2019 года № 496 «О проведении в 2019/2020 учебном году итогового сочинения (изложения)»